Осень, пожалуй, самое важное время для яхтенной индустрии. С одной стороны она символизирует завершение летнего чартерного сезона и демонстрирует итоги года минувшего, с другой - начинает новый деловой посредством череды выставок, на которых яхтенные компании и судоверфи представляют свои лучшие яхты и проводят мировые премьеры, удивляя и поражая общественность новыми тенденциями в кораблестроении, проводя многомиллионные сделки и корректируя мечты всех сопричастных к яхтингу.
Этой статьей мы начинаем обзор главных европейских яхтенных выставок осени, соответственно и всего 2019 года: Каннского Фестиваля Яхт, Международного боут-шоу в Генуе и, конечно же, Яхт-шоу в Монако. Чтобы проще было понять разницу и определить для себя на какой выставке вам необходимо побывать, скажем что в Каннах представлены новинки до 50 м, в Генуе демонстрируются последние достижения итальянского кораблестроения и брокерские предложения, а в Монако - собираются главные мега-яхты мира и их владельцы, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Но начнем по порядку. Итак с 10 по 15 сентября 2019 года прошел 42-й Каннский Яхтенный Фестиваль, который, уже с уверенностью можно сказать, побил рекорды прошлого года и воплотил таки обещание устроителей, данное ими в 2018 г. - а именно стал крупнейшим в мире парусным боут-шоу.
Но об этом позже, обратимся к сухим цифрам. В этом году фестиваль посетили более 50 тысяч человек со всего мира, наводнив Канны любителями яхт и роскошной жизни. Число экспонентов составило 542, что на 8% больше по сравнению с годом минувшим, которые привезли на Лазурный Берег 638 судов от 2 до 50 м, 210 из которых были представлены верфями из 33 стран мира. На фестивале дебютировали 219 новых моделей, 120 из них - стали мировыми премьерами.
Фестиваль был несколько омрачен проливным дождем в первый день выставки, но для настоящих любителей яхтинга - это привычная среда, да и устроители, проведя работу над ошибками прошлых лет, представили публике новый подход к экспозиции в обоих портах, что благодатно сказалось как на удобстве поиска так и на возможностях демонстрации дорогостоящих продуктов.
Главное изменение коснулось порта Пьер Канто, куда были перемещены все парусные однокорпусные яхты и катамараны, в связи с чем водная экспозиция парусных судов увеличилась аж на 30 % и включила в себя 120 судов. Для них организаторы выделили 2 причала длиной более 400 м, а производителям парусных яхт - более 4000 квадратных метров суши, что в два раза больше, чем в прошлом году. Конечно, данное нововведение несколько потеснило в порту Пьер Канто уже привыкших к своему постоянному месту дислокации брокеров и чартерные компании, но главная задача выставки была решена - 42 Каннский Фестиваль яхт официально приобрел статус крупнейшей в мире выставки парусных яхт на воде, а Port Canto впервые в своей истории был занят полностью!
Что до брокеров и чартерных подразделений, то они все же остались довольны активностью и «качеством» посетивших их клиентов, которые точно знали чего они хотят. И пока точные данные не раскрываются, но доподлинно известно, что максимальное число запросов на чартеры и потенциальные покупки пришлись на 4 солнечных дня выставки, в очередной раз доказывая, что дождь и закрытие - не лучшее время для торговли. Всего в брокерскую секцию вошли 47 яхт длиной от 22 до 65 метров, в том числе 10 яхт длиной более 40 метров.
Старый порт по традиции стал визитной карточкой Фестиваля, где прошли основные премьеры и расположились главные новинки, которых стало больше на 10 % благодаря уже описанному переходу парусных судов в Порт Канто. Нельзя не отметить верный подход устроителей к экспозиции, благодаря которому весь Старый порт был разделен на зоны, каждая из которых была посвящена яхтам определенной размерной категории. Компактные супер-яхты от 20 до 30 метров расположились в зоне Blue Jetee, средние лодки длиной 14-20 метров - на новых понтонах Terrasse Pantiero. Для моторных катамаранов был выделен отдельный причал (синяя зона), рядом с которым открылась новая выставка лодочных двигателей. Но главным техническим достижением организации экспозиции в Старом порту стало расширение сектора супер-яхт длиной от 30 50 м с помощью трех плавучих барж. Опять же по итогам нескольких дней и нашего с ними общения экспоненты остались крайне удовлетворены результатами Фестиваля, получив большое количество заказов и запросов, которые будут анализироваться в самом ближайшем будущем.
Для любителей life- style во Дворце фестивалей (Palais des Festivals), расположилась Галерея роскоши (Luxury Gallery), которая с недавних стала обязательной частью яхт-шоу, тем более что пройти мимо нее нет никакой возможности, поскольку главный ход осуществлялся именно через нее. А нагуляв аппетит на дорогих достопримечательностях в соседнем кафе «Yachting» можно было продегустировать блюда от потомственного кондитера Мейсона Даллояу, чьи предки кормили пирожными самого Людовика XIV, как и положено по королевской цене.
Уже пятый год подряд вишенкой на торте фестиваля выступил Конкурс элегантности (Concours d Elegance) — соревнование и показ ретро и современных тендеров и моторных яхт для дневного отдыха. По правилам участник обязан представить не только лодку, но и хотя-бы одну даму на ней, которые в совокупности поразили бы посетителей своей элегантностью. Увы, в этот раз вкусы жюри и наши собственные разошлись в вопросах эстетики.
Нововведением в программе фестиваля стала спортивная La regata малых катамаранов в Каннском заливе, которую можно было не только посмотреть со стороны Порта Канто, но даже присоединиться к одному из экипажей и принять участие в соревнованиях.
А также одним из ярких моментов выставки стала только что доставленная 108-метровая супер-яхта Benetti IJR, ставшая на якоре на мысе Антиб. Которая как бы призывала гостей посетить яхт-шоу в Монако, где мега-яхты в обязательной программе.
Однако без ложки дегтя в бочке меда Каннского Яхт-фестиваля все же не обошлось. Мы сейчас говорим не о количестве дам с низкой социальной ответственностью и малой привлекательностью, наводнивших Каны в эти дни, а о разразившемся скандале связанном с правами на организацию боут-шоу. Как стало известно перед началом действа бессменные организаторы мероприятия могут быть смещены, при чем в самое ближайшее время. Вот уже как два года правообладатели судятся друг с другом за право выполнять управленческие обязанности, и последнее решение Парижского суда было принято не в пользу нынешних - REED. Суд удовлетворил требование Французской Федерации Морской Индустрии отменить постконтрактную оговорку, согласно которой право проведения фестиваля вплоть до 2041 года закреплено за Reed. Решение еще не вступило в законную силу, однако апелляционная жалоба уже подана.