В последние выходные марта на Новой сцене Театра имени Евгения Вахтангова была представлена премьера – спектакль «Мастер-класс», где в образе звезды мировой оперной сцены Марии Каллас выступила замечательная русская актриса, легендарная Людмила Васильевна Максакова. Постановка Сергея Яшина, приуроченная к Международному дню театра 27 марта, является настоящим гимном, искренне печальным, но при этом безусловно прославляющим людей, которые посвятили себя театру, искусству...
Сейчас, когда из жизни постепенно уходит старшее поколение русской актерской школы, создавших славу советскому театру и кино, особенно ценно увидеть на сцене эти легендарные имена, по-прежнему живые и яркие, и по-прежнему способные преподать мастер-класс как игры, так и жизни. Возрастные персонажи по объективным причинам не часто становятся центральными фигурами пьес: необходимо ведь не просто сыграть пожившего человека, но и внутренне передать через его образ свою интерепретацию жизненного опыта. Поэтому «Мастер-классы» на Новой сцене Вахтанговского театра можно считать уникальным и идеальным воплощением этой идеи. Идеи непростой для исполнения, поскольку требовалось передать очень непростой образ легендарной певицы Марии Каллас, размышляющей на склоне жизни о цене творчества и успеха в нем. Такое под силу лишь фигуре соразмерной по таланту, опыту и способностью понять материал и главного персонажа пьесы.
Обладательница огромного количества разноплановых ролей в кино и театре, познавшая цену актерского успеха, ныне безусловно примадонна вахтанговской сцены - Людмила Максакова филигранно точно и объемно передала характер и судьбу Марии Каллас, ее внутреннюю личную боль, а главное ту огромную работу, которую та совершала, чтобы остаться в памяти людей одной из величайших оперных див ХХ столетия. Фактически же, о тех жертвах, которые, как ни громко это звучит, кладут на алтарь искусства идущие по этому пути, со зрителями размышляет через образ Марии Каллас сама исполнительница главной роли. В этих беспощадных до жестокости уроках, которые ее героиня дает своим ученикам, можно почувствовать много личного. Поэтому спектакли об искустве, о театре можно считать гораздо более откровенным и искренним выражением своего «я» для актеров, чем все, самые эксклюзивные интервью. Символично, что, по собственным словам Людмилы Максаковой, пьеса Терренса Макнилла, лауреата премиии «Тони», оказалась в поле ее зрения еще 15 лет назад, и к тому моменту, когда она вновь вернулась к ней, ее даже посетила мысль поставить спектакль о своих несыгранных ролях.
При всей драматизме материала, раскрывающем переломы жизни Марии Каллас, «Мастер-класс» все же оставляет светлые ощущения, благодаря именно обращению к будущему, которое делает главная героиня через своих учеников. Уроки, основанные на истории короткого периода преподавания Марии Каллас в Джульярдской школе в 1971-1972 гг. благодаря очень искренней и трепетной игре молодых актеров превращаются в своеобразное позитивное послание «городу и миру». Привлекательное вокальное исполнение Евгенией Ивашовой, Марией Волковой и Алексеем Петровым своих партий в драматическом произведении усиливает приятное послевкусие от спектакля. Поэтому, несмотря на тревожный шум поездов и хлещущего ливня, минимализм декораций оттеняемую роскошными платьями и костюмами женских персонажей, несколько прямолинейно читаемую, хотя и эффектную игру светом, «Мастер-класс» дарит зрителям надежду на продолжение, на новую звезду на сцене.