Tuesday, April 13, 2021
  • -

 

Снимается кино: удалась ли «Афера по-голливудски»?

 Публикуем рецензию нашего бессменного кинообозревателя Виктора Авдеева.

Посмотреть за тем, как создается мир иллюзий, попасть по ту сторону экрана – один из движущих мотивов многих картин, посвященных киноиндустрии. Комедия «Афера по-голливудски» (The comeback trail), иронично раскрывающая подноготную кинобизнеса с его эгоцентризмом, амбициями и криминальными махинациями, имела бы все шансы прекрасно выстрелить на фоне осенней хмари и общей людской депрессии. У фильма, казалось, есть все необходимые составляющие, а трейлер выглядел очень обаятельно и интригующе при всей простоте заявленной истории.

02а

На фоне конца 70-х наступает закат недолгой, но яркой эпохи Нового Голливуда, когда освобожденные от диктата студий молодые американские кинематографисты, позднее ставшие знаменитыми режиссерами, экспериментировали с формой и не боялись браться за спорные темы. Пытающийся играть на этом поле голливудский продюсер-прощелыга, при этом искренне любящий кино, Макс Барбер ( Роберт де Ниро), лишь нарывается на острые конфликты со зрителями. Неокупаемость его фильмов грозит серьезными проблемами с инвестором (Морган Фримэн), влиятельным криминальным авторитетом, но также большим поклонником кинематографа. Чтобы спасти свою компанию и собственную жизнь продюсер изобретает аферу, которая позволит расплатиться с долгами: до финала сьемок нового вестерна исполнитель главной роли, разочарованный в жизни актер-ветеран (Томми Ли Джонс) дожить не должен, зато обеспечит своей смертью выплату страховой суммы.

04 а

Клубок таких противоречий, являющийся колоритной сюжетной основой, и прекрасный актерский состав, который мечтаешь увидеть вместе, гарантированно должен обеспечить яркую и насыщенную историю. Немаловажно, что режиссерское кресло занял Джордж Галло, собственно много лет вынашивавший идею этого фильма: он подарил зрителям сценарий одного из культовых фильмов 80-х «Успеть к полуночи» с тем же Робертом де Ниро, и известен еще десятком замечтальных сценарных и режиссерских работ. Фильм, римейк одноименной картины 1982 года, известного у нас как «Обратная тропа», насыщен киноцитатами и оммажами старому Голливуду, как например говорящее имя Дюк Монтана, которое намекает на знаменитого актера-ковбоя Джона Уэйна, также известного под прозвищем Герцог. По сути он мог стать великолепным актерским бенефисом трех легендарных оскароносцев, у которых на подхвате были прекрасные профессионалы комедийного жанра - Зак Брафф, Эмиль Хирш и Эдди Гриффин. Буквально недавно, в почти аналогичном по времени и месту сеттинге, снимал свою картину «Однажды... в Голливуде», не всеми принятую, но заставившую всех говорить, Квентин Тарантино.

03а

Поэтому от такого актерского созвездия, от крепкого режиссера, прекрасно знающего дух и секрет успеха легендарных фильмов 80-х, от потенциально очень интересного сценария - в совокупности ожидаешь настоящей феерии, но, к сожалению, все эти ингридиенты не вступают в необходимую реакцию и остаются каждый сам по себе. Не вспыхивает искры, которая захватывает зрителя при всем профессионализме актерской, режиссерской и операторской работ. При всех трюках и гэгах нет необходимого драйва и энергии. Получилось, к сожалению, так, как в самом фильме: просчитанный алгоритм 100% аферы дает сбой, но вряд ли у зрителя по завершении просмотра наступит умиление как у всех ключевых героев в финале.

О чем пьют мужчины: драма Томаса Винтербергера «Еще по одной» как путеводитель в поиске самого себя

 

Стартоваший на этой неделе в российском кинопрокате фильм Томаса Винтербергера «Еще по одной» номинирован на 33-ю премию Европейской киноакадемии (European Film Academy). Он также представлен в четырех самых престижных наградных позициях этого европейского аналога «Оскара» - «Лучший европейский фильм», «Лучший режиссер», «Лучший актер» и «Лучший сценарий». Ровно через месяц 12 декабря победитель станет известен. Учитывая подобное благосклонное внимание профессиональной кинематографической общественности и царящие не совсем, мягко говоря, понятные зрителю тренды в современном кино, стоит ли отнестись к датскому фильму как минимум настороженно и расценивать его как образчик типичного фестивального кино, или все же Томас Винтербергер и его команда создали нечто большее, заслуживающее искреннего внимания зрителя en mass?

Рецензия Фото 6

Мы не будем интриговать наших читателей и всех поклонников хорошего кино, и скажем сразу: да, этот фильм безусловно достоин просмотра! Здесь прекрасны без исключения все элементы - изящная драматургия, не претендующая на артхаусность; великолепный актерский ансамбль во главе с Мадсом Миккельсеном, достоверным в каждом горьком прищуре глаз и в невысказанной словами, молчаливой реплике; мягкий юмор, которым насыщен весь фильм, создает теплую, уютную, почти родную атмосферу; несколько отстраненная, фиксирующая события, но не управляющая ими, картинка; и конечно же глубокий, мудрый посыл самого режиссера, не впадающего ни в дидактичность, ни в потакание слабостям своим героям при всех чувствуемых симпатиях.

Забавная история псевдонаучного алкогольного эксперимента, предпринятого центральными персонажами, способна была бы в Голливуде превратиться в лучшем случае в очередную реинкарнацию «Мальчишника в Вегасе», но в подаче Томаса Винтеребергера становится поиском каждым из главных героев потерянного себя. При этом режиссер, один из идейных отцов-основателей наряду с Ларсом фон Триером авангардного движения «Догма 95» простым и понятным языком без всяких ненужных аллегорий и скрытых цитат говорит со зрителем о серьезных, социальных и философских вещах.

Рецензия фото2

Ныне почти бесправный и совершенно потерянный белый мужчина-европеец, который был последние 500 лет мировой истории главным драйвером и действующим лицом важнейших событий, оказывается не нужен не только обществу, своей семье, но и самому себе. Герой Мадса Миккельсена, лидирующего квартет центральных персонажей, это - типичный «лишний человек» для социума 21 века! Настоящесть людей и их личных, карьерных, бытовых проблем, изображенных в «Еще по одной», несомненно является одной из самых сильных сторон датской картины. Документальность происходящему дополнительно придает операторская работа ручной камерой с плеча при естественном освещении. Зрители словно следуют за героями фильма, видят мир с их точки зрения, чувствуя его вплоть до плеска коктейля и стука льда в бокале. Каждый из них остро чувствует свое фактическое одиночество и проигранную жизнь с несбывшимися мечтами и нереализованными амбициями.

 Фото рецензия

Поэтому четверо помятых мужиков азартно ввязываются в якобы научное исследование гипотезы о нехватке алкоголя в крови, формализуя его в виде эксперимента с опытами и наблюдениями. Для них это не желание просто выпить в хорошей компании, а попытка вырваться из замкнутого цикла серых будней, вспомнить самих себя. Показательно, что авторы фильма в качестве главных героев избирают четырех учителей: в опутанной правилами и бюрократическими процедурами современной школе педагогу уже невозможно сохранить дух творчества и собственное самоуважение. Учителя, униженные и раздавленные лицемерной общественной системой, видят в алкоголе не только допинг, но и форму своеобразного протеста, в рамках которого они, наконец, могут говорить с подрастающим поколением честно.

Рецензия Фото 3

Разумеется, вслед за раскрепощением, которое подарит немало трагикомических ситуаций, неизбежно возникает угроза деградации, и к сожалению не все смогут преодолеть ее и выйти на прямую дорогу. Но принесенная жертва, однако, не превращает фильм в воронку безысходности, она искупительна для героев. Финальным катарсисом и завершающим его прыжком главного героя датская лента напоминает некогда знаковый, а теперь полузабытый советский фильм с Олегом Янковским «Полеты во сне и наяву», тоже посвященный поиску смысла жизни мужчиной средних лет. Только в отличие от советской кинокартины, «Еще по одной» дарит надежду, которой сейчас так не хватает в реальной жизни.

Доблесть и смерть: на экраны выходит военная драма "Подольские курсанты"

 

Новую военно-историческую картину «Подольские курсанты», чей прокат стартует сегодня, в День народного единства, можно назвать своеобразным идейным продолжением спродюсированной тем же Игорем Угольниковым «Брестсткой крепости». Исследование трагических событий начала Великой Отечественной войны, которое воздает память и дань уважения мужеству обреченных в Бресткой крепости, переходит к другой, также написанной кровью странице, где рассказывается, как через ужас забрезжила и стала крепнуть надежда на грядущую Победу.

 

Зрителю теперь предстоит увидеть не картины предвоенной мирной жизни, разрушенной чудовищным ударом 22 июня 1941 года, а образ страны, уже ведущей жестокую и бескомпромиссную борьбу за свое существование против огромной армии вторжения. При этом перед нами разворачивается спрессованная в несколько дней эпопея героической обороны подольских курсантов на Варшавском шоссе в один из самых драматичных и опасных моментов войны. В октябре 41-го, когда рухнул фронт, лишь недавно с огромным трудом и потерями восстановленный после летних успехов гитлеровцев, столица СССР оказалась фактически беззащитной перед вражескими полчищами. Именно в этот момент советское руководство бросает в безжалостную мясорубку против рвущейся к Москве немецкой бронетанковой армады свой золотой фонд армии – будущих командиров.

IMG 1183л

Хотя и прекрасно обученные и лучше мотивированные, курсанты, в которых страна вложила много сил и знаний, не имеют каких-либо суперменских качеств и остаются обычными людьми. Большинству из них предстоит впервые выдержать такой суровый экзамен как война. Война же показана во всей своей безжалостности и неумолимости: нет оберега, который бы гарантированно спас даже самого близкого и привлекательного тебе героя. Создатели картины не пошли на поводу у возможных зрительских эмоций и симпатий, а поступили может и жестко, неромантично, но соблюли историческую правду! В безумно трудном и тяжелом 41-м уцелеть, честно выполняя свой долг, было чрезвычайно сложно: ни дружба, ни любовь, ни вера в правое дело в реальной войне не прибавляют бонусов к твоей единственной жизни, но зато дают осознание, что ты остался верен самому себе и своим принципам. Для тех, кто отдал свою жизнь на Ильинском рубеже - тогда это было самое главное и самое правильное!

 

Поэтому, представляя картину, Игорь Угольников особо подчеркнул, что выращенные Советским Союзом молодые ребята, ставшие курсантами и положившие свои жизни ради спасения страны, были образцом лучших человеческих морально-волевых качеств. В сцене, когда израненые курсанты сообщают своему начальнику училища о решении их комсомольского собрания, что никто в тыл не уйдет, нет никакой позы, никакой рисовки. Они действительно думали и считали именно так: для них было немыслимо бросить товарищей! На протяжении всего фильма и главные герои, и второстепенные персонажи неоднократно демонстрируют взаимовыручку и самопожертвование в самых разных ситуациях, как боевых, так и обычных личных, вплоть до бытовых. Мы знаем, что из 3500 подольских курсантов, сражавшихся осенью под Москвой, уцелела лишь 1000 по итогам боев. Но сколько из них, умных и порядочных, уверенных в своей правоте людей прошло войну и дожило до Победы, мы никогда точно не узнаем!

 

Все вышеперечисленные реалии практически без огрехов передал своей игрой многочисленный актерский ансамбль, объединивший опытных профессионалов, таких как Сергей Безруков, Роман Мадянов, Евгений Дятлов, и молодых актеров – Артема Губина, Игоря Юдина, Дарью Коныжеву и многих других. Именно молодому поколению предстояло решить очень важную задачу, без выполнения которой фильм мог стать лишь набором эффектных батальных сцен с картонными персонажами и неадекватными, искуственными отношениями меж ними. Им надо было не просто вжиться в своих героев, с которыми их разделяет уже 80 лет, но и проникнуться их идейной убежденостью, чтобы правдиво донести до зрителя может где-то наивные с нынешней точки зрения, но совершенно искренние взгляды и чистые чувства подольских курсантов в 1941 году.

1592122522 1009362

Можно с уверенностью сказать, что они со своей задачей справились: зрители будто проживают несколько дней с этими поначалу бравыми и веселыми ребятами, постепенно превращающихся в измученных, но не сломленных бойцов, которые в итоге повернут ход войны и поведут за собой к Победе. Никто не выглядит ряженым: все от курсанта до генерала думают, говорят, ходят и действуют как их прототипы в 1941 году. Одна из самых проникновенных сцен, по признанию всей сьемочной и актерской команды стал эпизод отправки курсантов на фронт и их прощания с родными. От выкрика лейтенанта Алешкина, которого сыграл Алексей Бардуков, с подножки уезжающей полуторки своему сыну «Будь героем!», и ответа-обещания «Всегда, всегда буду, папка!», становится ком в горле, как при знаменитой сцене с приемным сыном в фильме Сергея Бондарчука «Судьба человека».  

 

Безусловным плюсом картины можно назвать огромное количество задействованной аутентичной для осени 41-го военной техники, как советсткой, так и вражеской. Даже знаменитый «летающий танк» штурмовик Ил-2 не нарисован на компьютере, а совершает реальные пролеты и воздушные маневры. Это сыграло важную роль в поддержании реалистичной атмосферы реконструируемых событий. Если кадры из фильма сделать черно-белыми, то не все смогут отличить кино от реальной хроники того времени. Но гремящее, стреляющее и ездящее «железо» еще и показано правильно, то есть в динамике, отвечающей тактическим задачам и приемам, которые были характерны для этого этапа войны.

IMG 1184

Батальные сцены фильма сделаны кропотливо и масштабно, вполне сравнимы с лучшими советскими военными картинами «Они сражались за Родину» и «Горячий снег». Разумеется, знатоки и специалисты смогут найти здесь несоответствия, а также сделанные в угоду зрелищности кадра чересчур смелые допущения, но в целом командой фильма, консультанатами и партнерами проделана огромная работа, которой хочется аплодировать. Прекрасный звук – еще одно достоинство «Подольских курсантов»: от лязка затвора орудия до воющей в полете авиабомбы получается прямой эффект физического присутствия. Поэтому фильм определенно требует просмотра в кинотеатре.

IMG 1181 7

«Подольские курсанты» по своему накалу, искренности и аутентичности несомненно найдут отклик в душе каждого зрителя, а современный российский военный кинематограф получит правильный ориентир, каким должен быть фильм о Великой Отечественной войне, и общую планку того уровня достоверности и бережного отношения к прошлому, который необходим, чтобы на деле, а не на словах уважать тех, кто сделал все ради Победы.

 

Умер народный артист России Михаил Жванецкий

 

 Он скончался на 87-м году жизни. Об этом сообщил его помощник Олег Сташкевич.

 

"Могу подтвердить, да, умер", - сказал Сташкевич в пятницу агенству "Интерфакс".

 

В октябре Жванецкий заявил о прекращении выступлений.

Писатель-сатирик Михаил Жванецкий родился 6 марта 1934 года в Одессе. Он написал множество получивших всенародную любовь миниатюр, эссе и зарисовок, с которыми выступал он сам и его коллеги по сцене. Среди самых известных зарисовок - "Рассказ подрывника", "Авас", "Я видел раков", "Собрание на ликеро-водочном заводе". 

В кинопрокат выходит российский хоррор «Кольская сверхглубокая»

 

На отечественные экраны выходит картина с возможно самым интригующим постером последних лет.

kolskaja sverhglubokaja00

Увидев его, желание было однозначным: узнать о сюжете больше и выяснить, что за глубины скрываются за столь мощным визуальном рядом. В голове всплывали ассоциации с «Нечто» Джона Карпентера, «Чужим» Ридли Скотта, «30 днями ночи» Дэвида Слэйда, и даже недавними «Чернобылем» Крэйга Мэйзина, но только с сугубо аутентичным русским взглядом. И, забегая вперед, отмечу, что все перечисленное в фильме имеет место быть, да только возникает иной вопрос, стоило ли все это засовывать в один фильм?

Сюжет переносит нас в 1984 г. когда, как ходит легенда, на 12-километровой глубине Кольской экспериментальной опорной сверхглубокой скважины, были записаны необъяснимые звуки, схожие с людскими стонами и криками, после чего объект был закрыт, и на выяснение всех обстоятельств происшествия была выслана группа ученых и военных. В группу за 2 (!) часа до вылета на объект вызывают эпидемиолога Анну, в исполнении сербской актрисы Милены Радулович, недавно пережившую потерю своего коллеги и находящуюся по этой причине в глубокой депрессии. Казалось бы, ехать не стоит, но таинственный полковник ГРУ, который и замял вышеупомянутую гибель ученого, делает Анне предложение, от которого та не может отказаться и вылетает в Мурманск, не дослушав речь Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева.

9E3B4892 0A64 45BF 90C6 3E742E1381FC


Полет на вертолете бойко проходит под песню группы «Ласковый май», но, приземлившись, группа новоявленных коллег немедленно сталкивается с необъяснимым самоубийством/убийством местного ученого и вынуждена в срочном порядке опуститься в скважину на глубину в десятки тысяч км. Оказывается, что это не просто экспериментальная скважина, а тайная советская научно-исследовательская лаборатория и объект повышенной опасности, правда создатели так и не объяснят зачем она там создана и какие эксперименты проводят, ведь с проблемой они столкнулись только что…


Но, видимо, в Союзе по версии создателей, так принято. И эта условность «СССР по версии создателей» столь часто и карикатурно бросается в глаза, что смотреть на это нет сил. Это, увы, касается всего, начиная с поведения главных героев, внешнего вида солдат, акцента главной героини а-ля Барбара Брыльска и заканчивая панибратским обращением «полковник», без всяких там вам «товарищей». То есть создатели не делают акцента на том, на чем действительно стоит, а делают на том на чем, это категорически противопоказанно. Если вы переносите события в прошлое, то неплохо или найти хороших исторических консультантов или хотя бы изучить советские фильмы и хорошо прописав реплики и характеры советских людей, продемонстрировать их героичность перед создавшейся катастрофой. Но нет, мы скорее видим героев наших дней со всеми вытекающими проблемами и маркерами поведения, и отсюда вопрос: зачем было городить историю с ретро-визуализацией, если это никак не сказывается на сюжете и вы столь плохо знаете материал?

Рецензия фильм2


Но бог с ним, герои опускаются ниже, имеется в виду уровни лаборатории, и здесь уже сюжет начинает страдать от всевозможных клише, которые авторы, пытаясь выдать за пасхалки, вплетают в тело произведения, причем не изящно, как это смогли сделать в сериале «Очень странные дела», а топорно, читаемо и крайне вторично. В ход идет все, без исключения, что вы когда-либо видели в голливудских фильмах у классиков и эти «перенятые» моменты длятся столь мучительно долго, как продакт-плэйсмент в отечественном кино... Это касается и музыкального ряда с трубами, который отсылает вас ко всем страшилкам последних лет, поскольку, как выяснили ученые, благодаря громкому звуку у человека учащается пульс, а соответственно страх…

Никита Дювбанов, сыгравший техника Николая, сравнил фильм с компьютерной игрой. Это, казалось бы, комплимент, но увы, нет. Ощущение что вы в sci-fy шутере от первого лица, который вас уже гнетет, но нужно его доиграть, не отпускает от начала до конца.... Персонажи ходульные, унылые, глупые и опять… компьютерные. Напоминает «Метро 2033», если играли …

Но, последняя пятая часть повествования несколько выправляет положение. Будут нежданные твисты с техникой и персонажами, мотивациями главных героев, наконец Милена Радулович предстанет во всей красе и продемонстрирует экзистенциальный перелом. Все эти факторы говорят о том, что создатели были способны на большее, но в силу неизвестных зрителю обстоятельств пошли по пути наименьшего сопротивления, в угоду мэйнстриму и поп-культуре. А ведь достойные образчики жанра снимались наоборот, что и сделало их культовыми. Поэтому, раз уж мы обратились к классикам жанрового западного кино, хочется сказать словами Стивена Спилберга «главное в фильме это сценарий, сценарий и еще раз сценарий».

Рецензия фильм 3

Если играете с историей страны, то играйте до конца, без современных примесей - через эту призму можно было снять очень неожиданный блокбастер. То же касается и перенятых моментов у классиков: излишний и долгий акцент на том, что мы знаем наизусть делает ваше произведение заведомо вторичным. И, наконец, характеры… или они глубокие, и мотивированные (но опять же или современные, или проработанные с исторической точки зрения) или они в компьютерной игре. Но такие пусть там и обитают.

Вероятно, съемочной группе не мешало бы провести работу над ошибками, поскольку опыты режиссера в коротком метре были небезыинтересны, актриса
Милена Радулович прекрасна и способна на многое, а хоррор в холоде всегда будет уметь успех, нужно его лишь должным образом проработать. Со столь глубоким жанром научной фантастики в литературе у российского кино есть все возможности перенести это знание на экраны. Осталось только изыскать средства постараться.