Правительство Армении на сегодняшнем заседании одобрило проект закона о запуске процесса вступления страны в Евросоюз. Хотя это решение является лишь первым шагом к разрыву традиционных политических и торгово-экономических связей Еревана с нашей страной и Евразийским экономическим сообществом, и его ещё предстоит рассмотреть в национальном парламенте и на общенародном референдуме, можно утверждать, что армянское государство встало на тот путь, который уже привёл к крайне тяжёлым последствиям целый ряд стран Восточной Европы и постсоветского пространства. Для Армении, которая находится в очень сложной, если не сказать критической геополитической ситуации, скользкая дорожка «евроинтеграции» вполне может завершиться не только экономической катастрофой, но и утратой государственности в том виде, в каком она существует с момента распада СССР.
В силу множества причин, связанных с географическим положением Армении, её взаимоотношениями с соседними государствами и торговыми связями, даже попытка начать процесс евроинтеграции означает затяжной кризис и период политической, экономической и социальной турбулентности. Стоит учитывать, что основным союзником и партнёром Еревана на протяжении последних десятилетий являлась наша страна, обеспечивавшая относительную стабильность армянской экономики, энергопоставки, а также, что в данном случае чрезвычайно важно, военно-политическую защиту небольшого закавказского государства. В последствии, после образования Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС) ядром которого была и остаётся Россия, круг торгово-экономических партнёров Армении расширился за счёт более тесного сотрудничества с Белоруссией, Казахстаном и Кыргызстаном, а членство в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) позволяло в случае прямой внешней агрессии рассчитывать на военную поддержку участников этого союза. В случае старта интеграции Еревана в ЕС и другие евроатлантические структуры правительство Пашиняна автоматически ставит свою страну и народ в ситуацию, когда сложившиеся за долгие годы связи с прежними партнёрами и союзниками автоматически буду перечёркнуты, в то время как ассоциация с Евросоюзом, а уж тем более членство в этом блоке, будут оставаться лишь неопределённо далёкой перспективой.
Важно отметить, что в настоящее время Армения балансирует на тонкой грани прямого конфликта с Азербайджаном, который вполне может развить свои военные успехи, достигнутые в ходе последней войны в Нагорном Карабахе. Между этими двумя странами существует целый ряд серьёзных неурегулированных разногласий, причём Баку, судя по усиленной военно-политической подготовке, вполне готов к разрешению этих споров путём открытия нового акта боевых действий. До сих пор одним из немногих факторов, защищавших Армению от решительных намерений азербайджанской стороны, было российское военное присутствие в регионе, наличие на территории страны нашей военной базы, а также членство в ОДКБ, которое позволяло сдерживать воинственность Азербайджана и стоящей за ним Турции. Несмотря на это, правительство Никола Пашиняна в последнее время совершает крайне странные с точки здравого смысла шаги по разрыву традиционно прочных военно-политических связей с Россией, стремительно сближаясь с ЕС и отдельными западными странами. Так, на территории Армении уже неоднократно проводились учения с участием западных военных, а оборонное ведомство страны начало закупки западного (и в первую очередь французского) вооружения. Кроме того, от официальных лиц в Ереване, и в том числе от самого Никола Пашиняна, регулярно звучат заявления о планах выхода из ОДКБ и намерениях наращивать военное и военно-техническое сотрудничество с государствами, входящими в блок НАТО. В совокупности с принятым сегодня кабинетом министров Армении решением о начале процесса евроинтеграции эти шаги ставят под вопрос дальнейшее партнёрство Еревана как с нашей страной, так и с Организацией Договора о коллективной безопасности, что в случае разрыва этих связей полностью развяжет руки внешним противникам Армении. Крайне сомнительно, что США, Франция или другие члены НАТО или ЕС захотели или смогли оказать Армении реальную военную поддержку в случае нападения на неё третьих стран, одна из которых, к слову сказать, также входит в Североатлантический альянс. Необходимо также отметить, что в силу объективных географических и логистических причин ни Брюссель, ни Париж, ни другие государства Европы, даже в случае собственной готовности защитить Ереван, попросту не смогут это сделать. Поэтому стремление нынешнего правительства Армении выйти из ОДКБ, и окончательно испортить отношения с Россией выглядят самоубийственными с точки зрения военно-политической целесообразности и здравого смысла.
Не менее критические последствия ожидают Армению в контексте стремления правительства Пашиняна к вступлению в ЕС и в экономическом отношении. Ключевым торговым партнёром Еревана, опережающим всех остальных с большим отрывом, была и остаётся наша страна. По ситуации на первое полугодие 2024 года общий объём внешней торговли Армении составлял без малого 22 миллиарда долларов, причём доля России приближалась к 10 миллиардам долларов. Важно отметить, что торговля с другими странами во многом также была связана с армяно-российскими экспортно-импортными операциями, а кроме того, наша страна является для Еревана ключевым поставщиком энергоносителей с долей свыше 75% импорта.
Следует учитывать, что давние и крайне выгодные для Армении торговые отношения с Россией, а также сотрудничество в сфере энергетики базируются как на двусторонних договорах и контрактах, так и на нормах и регламентах ЕАЭС. В том случае, если Ереван действительно решится на запуск евроинтеграционных процессов, все существующие преимущества и преференции, существующие на данный момент в торговле и с нашей страной, и с другими членами Евразийского экономического сообщества, будут утеряны армянской стороной, а вот вопрос о том, получит ли она хоть что-то взамен от Европейского Союза, лежит в плоскости фантастики. Начнём с того, что ни одна из стран ЕС даже в теории не сможет поставлять Еревану необходимый ему объём энергоносителей по тем ценам и на тех условиях, которые обеспечивает партнёрство с Россией. Кроме того, продукция промышленности и сельского хозяйства Армении даже после оформления евроинтеграции не сможет попасть на европейский рынок в тех объёмах, в которых она поставляется в Россию и другие государства ЕАЭС. Помимо чисто логистических и коммерческих соображений, необходимо принимать во внимание, что решение самой Армении о евроассоциации или евроинтеграции само по себе не имеет никакого значения для Брюсселя и других членов ЕС. Пример Турции, которая за четыре десятилетия попыток стать равноправным членом Евросоюза так и не добилась желаемых результатов, показывает, что риторика евробюрократов и призывы к тесному сотрудничеству с ЕС не дают никаких гарантий даже гораздо более мощным и успешным экономикам, нежели Армения. Вместе с тем, встав на рельсы евроинтеграции, Ереван неизбежно потеряет своих ключевых партнёров и в военно-политической сфере, и в торговле, что в любом случае станет катастрофой для этой страны.