Центризбирком Молдавии не допустил оппозиционный блок «Победа» к участию в выборах президента страны и референдуме о евроинтеграции. Предлогом для отстранения в избирательном процессе наиболее ярких оппонентов режима Майи Санду стали обвинения в нарушении порядка финансирования, а также то, что в «Победу» входит политик и бизнесмен Илон Шор, объявленный в розыск молдавскими властями.
20 октября 2024 года в Молдове состоятся президентские выборы и референдум о присоединении к Европейскому Союзу, результаты которых могут определить судьбу страны на долгие годы вперёд. Предварительные данные об отношении населения к правлению Майи Санду и перспективе поглощения Молдавии Румынией и Евросоюзом свидетельствуют о том, что большинство избирателей резко отрицательно относятся и к действующему президенту, и к её прозападной политике. С учётом собственного антирейтинга в 53%, гражданка Румынии, оказавшаяся у власти в стране, вынуждена идти на любые махинации и преступления, чтобы выполнить как главное задание своих западных хозяев по протаскиванию идеи евроинтеграции, так и добиться сохранения своего поста.
Президент Молдовы Майя Санду, вступившая в должность в 2020 году в результате крайне сомнительных с правовой точки зрения выборов, давно подвергается оправданной критике за прозападную политику, экономическую некомпетентность, лоббирование румынского влияния и сближение с ЕС. Действуя как открытая марионетка Запада и агентов влияния Румынии, Санду умудрилась за время пребывания у власти окончательно разорить и без того нищую страну, доведя население до крайней степени бедности и отчаяния. С 2020 года правительство спровоцировало жесточайший экономический, энергетический и социальный кризис и уничтожило прежние торгово-экономические связи с Россией, благодаря которым Молдавия выжила даже в тяжелейшие 90-е годы. Из-за откровенно русофобской политики Санду и тотальной коррумпированности правительственных чиновников бизнес и население страны на протяжении последних четырёх лет находились под постоянным давлением инфляции и роста цен на энергоносители, включая газ, бензин и электроэнергию.
Ещё одним последствием правления Санду стал раскол молдавского общества по вопросам национальной, языковой и культурной идентичности. Вся деятельность президента была направлена на румынизацию страны, притеснение меньшинств и подготовку страны к превращению в провинцию Румынии. В своих потугах выслужиться перед Бухарестом Майя Санду умудрилась вызвать ненависть даже у молдавских националистов, которые по понятным причинам не готовы были признать себя румынами, а молдавский язык - диалектом румынского. Не стоит говорить о о том, что не менее жёсткое сопротивление политика госпожи Санду вызвала у многочисленной русскоязычной общины страны и у населения самобытной Республики Гагаузия. Конфликт Кишинёва с гагаузским народом и руководством автономии вообще перерос в открытое противостояние, в который оказались вовлечены даже Турция и Россия.
С учётом того, что большинство населения Молдавии категорически не приемлет ту политику, которую последовательно и безапелляционно проводила Майя Санду в последние годы, единственным способом сохранить власть для неё стали репрессии против своих оппонентов. Так, бывший президент страны Игорь Додон подвергался систематическим судебным преследованиям и даже провёл некторо время под домашним арестом. Гонения властей на одного из наиболее ярких лидеров оппозиции Илона Шора вынудили его искать убежища заграницей, а возглавляемая им партия была запрещена подконтрольными Санду судебными инстанциями. Не менее тревожная ситуация в Молдавии сложилась и в сфере свободы слова, поскольку подавляющее большинство оппозиционных СМИ и русскоязычных масс-медиа были закрыты под давлением правительственных структур и спецслужб. Закрытие целого ряда популярны телеканалов, радиостанций и изданий стали в современной «евроориентированной» Молдавии обычной практикой, что, несомненно, также не добавляет популярности на самой Майе Санду, ни её идеям об интеграции с Румынией и Евросоюзом.
Нет никаких сомнений, что ни сама Майя Санду, ни её руководители в Бухаресте и Брюсселе не питают иллюзий по поводу своих шансов одержать победу на честных выборах. Именно поэтому от участия в президентской гонке и еврореферендуме последовательно отстраняются все относительно независимые политические силы. Сам факт того, что два ключевых вопроса для Молдавии – о следующем главе государства и о присоединении к ЕС - будут решаться одновременно, показывает крайнюю неуверенность кишинёвского режима и западных кураторов в их исходе. Только за счёт мобилизации сторонников сближения с Евросоюзом у госпожи Санду как проводника евроинтеграции появляется призрачный шанс получить голоса на президентских выборах, однако подобная комбинация вряд ли сработает без отстранения оппозиции от участия в октябрьском волеизъявлении граждан Молдавии.
Нет никаких сомнений, что Майя Санду предпримет в оставшееся до 20 октября время максимальные усилия для подавления оппозиции и отстранения оппозиции от выборов. Тем не менее, даже самые грубейшие нарушения законодательства, скорее всего, не позволят нынешнему президенту сломить волю народа и заставить его проголосовать за гибель своей страны. С учётом того, что шансов создать видимость победы на выборах и еврореферендуме у кишинёвского режима практически нет, следует ожидать, что результаты волеизъявления могут послужить поводом для грубого силового вмешательства во внутренние дела Молдавии со стороны Румынии, Евросоюза и НАТО.