Friday, April 26, 2024
  • -

 



  Сегодня 31 октября, в преддверии очередной годовщины Октябрьской революции 1917 года, в отечественный кинопрокат выходит новый фильм Владимира Хотиненко «Ленин. Неизбежность», претендующий на то, чтобы дать новую рефлексию в отношении событий вековой давности, изменивших мир. В центре сюжета ставшая для многих жупелом история поездки большевиков как революционеров-эмигрантов через территорию воюющей против Антанты Германии домой в Россию после свершившейся Февральской революции.

  Стоит ли ожидать от новой кинокартины если не более глубокую, то хотя бывзвешенную рефлексию об этом историческом эпизоде, бывшим лишь одним из элементов грандиозной по свершениям исторической эпохи? Рефлексию, уже не отягощенную грузом бурной дискуссии, вновь вспыхнувшей два года назад в связи с вековым юбилеем, когда в общественно-политическом и культурном поле возродились жесткие, порой совершенно полярные мнения? Отчасти эта попытка чувствуется в месседже режиссера, чьи произведения раннего и зрелого периода до сих пор вызывают восхищение и постановкой проблемы сискренним желанием дать высказаться и донести свою правду всем сторонам, и качеством исполнения на всех этапах производства.

  Но автор, ставших в прошлом культовыми «В стреляющей глуши», «Зеркало для героя», «Макаров», «Мусульманин», к сожалению,  остался заложником не только отснятого материала, на котором базировался его сериал «Демон революции» (выпущенный как раз к юбилею Октябрьской революции), но и лежащих в его основе идеологических схем. Теплилась надежда, что Владимир Иванович учтет многие упреки высказанные во время показа сериала, сместит акценты, избавится от ненужных в серьезном историческом кинополотне, выдуманных в угоду зрелищности, линий, и в итоге покажет, почему В.И.Ленин был неизбежен для России в социально-политической ситуации 1917го? Хотелось увидеть, как мастер нарисует психологический портрет лидера большевиков в контексте того сложного лично для Ленина и возглавляемой им политической силы периода перед приездом в Петроград, отобразит характер его очень непростых взаимоотношений с ближайшим окружением, партией в целом.

lenin 15

  Огромный массив информации – собственно ленинские статьи и работы, партийные документы, настоящие бумаги царской охранки, отчеты МИДа, письма и дневники, мемуары множества лиц, общавшихся с Лениным в это время, газетные материалы – в совокупности позволяет буквально поминутно отобразить как действия так и мысли будущего творца нового политико-экономического строя, ставшего вызовом всему прежнему миропорядку.

  На подобном материале можно было создать напряженный политический триллер, жесткую психологическую драму, наконец просто крутой байопик, однако автор заделал на прежних, давным давно просроченных и уже перебродивших дрожжах конспирологической псевдоистории про «немецкие деньги» шпионский недобоевик. Режиссер, попав под опереточно-злодейское обаяние небезызвестного «Меморандума Парвуса», уверовал сам и проецирует зрителям антиисторический взгляд, по которому революции происходят лишь благодаря иностранным деньгам, трюкам политических и финансовых манипуляторов, и конечно амбициям честолюбивых маньяков. Взгляд, конечно
политически востребованный сейчас, но в 1917 году противники большевиков тоже так думали...

DUJcx1K90qMrsZNp0XDQnnzQCsH

  Постоянно выпирающие из основного сюжета куски прежней сериальной линии, выписанной именно в этой парадигме, смотрятся совершенно искуственно и
разрывают ткань повествования. Автор словно топчется на месте и боится дать действительное, вполне логичное изображение исторического хода событий и конкретно ленинских поступков, для чего не нужно привлекать внезапно появляющихся и исчезающих персонажей, вплетать фантастические заговоры и бульварные по духу похождения... Художественные стороны фильма также не способны как-то нивелировать его идейную и сценарную слабость.

  Хотя режиссура иногда позволяет вспомнить лучшие фильмы мастера, достаточно качественную картинку обеспечивает операторская работа от Дениса Аларкон-Рамиреса, но совершенно мимо образа Ленина попал исполнитель главной роли Евгений Миронов, несмотря на неплохие ассистирующие работы Дарьи Екамасовой и Федора Бондарчука. Его Ильич почти лишен харизмы, той смеси драйва, обаяния, ядовитости, которая отмечалась всеми противниками и соратниками, и которая довольно
утрированно подавалась в советском кино в стремлении изобразить «самого человечного из людей». Советская кинолениниана порой излишне погружалась в быт, желая сделать Ленина близким и понятным, а в итоге породила в качестве ответа немало анекдотов и пародий.

  Однако артисты, которым в прошлом доверялась эта ответственная работа, подарили нам немало удачных образов, передающих действительно бешеный ленинский напор, заставлявший сопереживать герою и его борьбе. Большевистский вождь в подаче Евгения Миронова, всегда пластичного и тонко чувствующего, здесь получился очень неубедительным и мелким: неудивительно, что многих революционеров в фильме смущает поездка в запломбированном вагоне с таким Ильичем, ради чего⁉

1570122113 maxresdefault

  Хотя Владимир Хотиненко всячески подчеркивает, что его картина возвращает фигуру Ленина в круг интересов ныне живущих, «Ленин.Неизбежность», начинающийся с эпиграфа взятой у А.П. Чехова фразы «Никто не знает всей правды», оказывается по итогу далек как от правды исторической, так и художественной. Удивительно, что недавний «Джокер», если отвлечься от психопатологического исполнения главного героя, отвечает на наболевшие общественные вопросы гораздо честнее, чем фильм,заявленный как попытка переосмысления причин произошедшего сто лет назад гигантского общественного перелома, и дает вполне четкий социально-политический маркер, что «низы не хотят, а верхи не могут».

Автор: Виктор Авдеев

Наиболее читаемые

YouTube