Фраза «В России нет журналистики» устойчиво вошла в лексикон граждан. Но почему-то каждый год реестр СМИ пополняется новыми изданиями, а желающих поступить на журфак меньше не становится. Что же такое «новая российская журналистика», и кто является ее лицом сегодня?
1. Юлия Дудкина
«Esquire» предлагал следить за ее творчеством еще в 2017 году. А сейчас авторка Wonderzine, Сноба, «Батенька, да вы трансформер» настоящий «must have». Дудкина обозревает темы, на которые российское общество только-только стало обращать внимание, а по идее должно кричать. Травля в школах, расстройства личности, феминизм, самоубийства – лишь немногие темы ее статей. Молодая журналистка, которой еще нет и 30, не боится говорить о дагестанских порноактрисах, бизнесе на абортах, подноготной российских тюрем. Иногда от ее статьей становится страшно: «Неужели такое происходит в мире?». Но в материалах журналистки в первую очередь говорят герои, Юлия лишь образно преподносит их истории. И такому действительно веришь. С помощью текстов Дудкиной мы можем почувствовать себя больным шизоэффективным расстройством, пообщаться с человеком со множественными личностями. Или обратить внимание на тех, от кого обычно отворачиваемся: трудовых мигрантов, инвалидов. Ее рубрика «Суицид дня» на сайте «Батеньки» заслуживает отдельного внимания. Это настоящие исторические рассказы, которые описывают последние часы Адольфа Гитлера, тринадцатилетней школьницы, массового убийцы и других героев, которые наложили на себя руки. Несмотря на специфичность темы от чтения не оторваться – написано талантливо.
2. Саша Сулим
Но для того, чтобы писать интересные тексты необязательно вскрывать гнойники российского общества. Специальный корреспондент «Медузы» Саша Сулим исследует культурный код современной России. Проучившись несколько лет в парижской Сорбонне на киноведа, она со знанием дела пишет про российский голубой экран. Но даже начиная с заметки про премьерный показ картины, журналистка заворачивает сюжет так, что через историю кино прослеживается срез российского общества. Автору данной статьи пришлось приостановить работу над обзором, потому что остановиться читать материалы Сулим невозможно – интересно, а что дальше? Тексты про Тиму Белорусского или Ольгу Бузову – это тоже не просто биографические очерки, а анализ прошлого, настоящего и будущего отечественной музыки. Кроме этого, 32-летняя журналистка любит поднимать, мягко говоря, нетипичные темы. Чего стоит только репортаж про добровольных ампутантов – людей, которые хотят лишится своих ног или рук. Но и без конфликтов не обходится. «Саша Сулим вечно какую-то унылую [историю] пишет. Что вообще за САША СУЛИМ? У нее хоть национальность есть, у САШИ этой? ГДЕ ЕЕ КОРНИ?». Конкретно этот комментарий был написан к статье о герое документального фильма «Антон тут рядом». Журналистка узнала, как Антон живет сейчас, но в итоге редактору «Медузы» пришлось защищать профессионализм специального корреспондента, который лишь правдиво описал ситуацию.
3. Шура Датский
В эпоху «научпопа» и ажиотажа здорового питания журналистика не может остаться в стороне. Если на телеканалах за здоровье нации отвечает Малышева и Комаровский, то в интернете за это взялся журналист «Ножа» Шура Датский. Всякие «антифризы диэтиленгликоли» и «церебролизины» не всегда понятны и интересны рядовому пользователю. Но Шуре удается построить свой текст так, что даже троечник по химии заинтересуется историей и нововведениями медицины. Его первый материал вышел меньше года назад, но Шура уже заметно отличается от других авторов рубрики «Медицина». Он не строит свои статьи по принципу «Ученые открыли-из этого следует». Он изучает привычные нам вещи в исторической перспективе. На пищевые добавки, виагру и даже оружие массового поражения после прочтения статьи Датского уже нельзя будет посмотреть «старым взглядом». Действительно складывается впечатление, что читаешь не статью на сайте, а главу из научпоп книги.
4. Максим Крылов
На арене политической журналистики есть либо обилие копирайта, либо звезды патриотических медиа, по типу Андрея Колесникова или Николая Старикова. Но кое-что между этими двумя крайностями тоже есть. Максим Крылов пишет статьи редко, но метко. В “Московском Центре Карнеги" он представитель узкой специализации-политика Японии. Вам покажется, «Да чего тут может быть интересного?». Я тоже так думала, но когда читала его материал про отношения Токио и Вашингтона хохатала на весь вагон метро. С его текстами вы можете подтянуть японский, а так же окунуться в разнообразин культуры поднебесной со «звуками органов сё», «рютэки» и «Дзинки». Но главное – политика. Всю палитру сложных отношений между двумя государствами 31-летнему Максиму удается описать понятно и с фактурой. Еще бы ведь журналист живет в Японии и знает обстановку в стране не по наслышке. Поэтому даже если вы не знакомы с курильским вопросом, ознакомиться с творчеством Крылова стоит.
Это только малая часть достойных журналистов России. Кому-то пока боятся давать серьезные материалы, кто-то «пишет в стол». В журналистике все как в литературе – нужно просто найти своего автора и поддерживать его творчество.