Friday, October 22, 2021
  • -

 

 

Кто и чем наполняет стакан, подаваемый правителю государства? Прозрачная метафора, намекающая на зависимость носителей верховной власти от личных пристрастий и слабостей, а соответственно от ближнего круга, умело всем этим пользующимся в своих интересах. Этот вопрос в искрометной и саркастичной манере задал в своей пьесе французский драматург Эжен Скриб еще 180 лет назад. Вопрос, не теряющий остроту и поныне, стал основой для постановки «Стакана воды» на сцене театра Et Cetera, где 7, 8 и 15 октября пройдут премьерные спектакли.

«Стакан воды» с первых минут подкупает своими видеопроекциями, сценографией и классическими костюмами, которые в совокупности создают блистательно выглядящий, но при этом внутренне морально заземленный до откровенного цинизма, мир королевского двора. Мир этот живет по своим правилам, которые определяет герцогиня Мальборо (Наталья Благих) – всесильная фаворитка несчастной королевы Анны, и практически не связан с реальностью. Настоящая жизнь в виде тонкой политической интриги, призванной прекратить идущую тяжелую войну, проникает туда благодаря лорду Болингброку (Николай Козак), персонажу малоприятному, но очаровывающему своим отрицательным обаянием и харизмой как персонажей пьесы, так и зрителей. В давнее политическое противостояние главной хранительницы режима и не слишком чистого на руку оппозиционера неожиданно вплетается история любви милой, внезапно попавшей ко двору, девушки Абигайль, и гвардейского офицера Мешема, двух юных сердец, вокруг которых складывается сложная конфигурация личных страстей и увлечений.

B7323609 3CDB 4746 8799 9BD52AF2E95F

Именно любовь по мысли режиссера спектакля Бориса Морозова является главным движителем сюжета: в мире цеременониальных условностей и политических ограничений свободно чувствовать хочет не только дуэт молодых влюбленных, но и казалось бы всевластные королева и ее фаворитка, чьи увлечения одним и тем же мужчиной фатально сталкиваются и получают глобальные последствия.

“Пьеса Скриба стопроцентно попадает в наше сегодняшее существование. И это соприкосновение происходит в ритмическом ощущении пьесы. Ритм – категория не качественная, а содержательная, и выбор того или иного ритма напрямую влияет на содержание спектакля. И для меня эта категория определяется тем потоком жизни, в котором мы живем… По ходу репетиций мы стремимся воплотить этот темп, в котором и будет угадываться современность”, - подчеркивает режиссер.

2BD23BAA 78DE 49CB B69D 287B2F9D4C2C

Жесткий и одновременно искрометный ритм спектаклю с его внешне водевильно-плутовским сюжетом задают музыка Григория Гоберника и конечно же игра актерского состава, который режиссер принципиально не дублировал. Приятно следить за всеми яркими эскападами и коварными интригами, за всей этой игрой в политику и дипломатию, столь свойственную, как отмечал голландский социолог и историк Йохан Хезинга в своем исследовании Homo Ludens (Человек играющий), легокмысленным людям феерического XVIII века.

 

87C74369 957C 42BE 8286 A3575376D065

И хотя костюмы, сохранившие дух дворцовой эпохи, не относятся ко времени правления королевы Анны, а основаны на моде следующего столетия, это тоже можно воспринимать как элемент игры и своеобразный оммаж столь же пафосной эпохе «ампир», когда писал автор пьесы Эжен Скриб. Однако все подобные красивости не скрывают, а пожалуй гротескно оттеняют серьзность вопроса о том, кто и чем наполняет не только стакан, но и голову правителя? В постановке Бориса Афанасьевича Морозова получился хлесткий и колоритный спектакль, освеживший сюжет «Стакана воды» вновь после одноимённого советского фильма с Аллой Демидовой и Кириллом Лавровым, а также полемизирующий с недавней натуралистичной кинопритчей о власти «Фаворитка», где те же события изложенны под другим углом.

YouTube