По результатам прошедшей 1-4 апреля в Москве при поддержке Корпорации «Синергия» ярмарки современного искусства Art Russia Fair, можно с уверенностью сказать, что она не только, наконец, определила свою, особую нишу на отечественном арт-рынке, но и очень своевременно сформулировала свои задачи, а также пути их решения, что безусловно поможет развитию российской-арт-индустрии в целом.
Разумеется, сложно не сравнивать Art Russia Fair с другими уже известными российскими арт-ярмарками, прежде всего с CosMoscow, и параллели, как и сравнения по масштабам, статусу, значимости имен безусловно с ними будут проводиться. Однако, спорить по всем этим пунктам совершенно не хочется, поскольку Art Russia Fair может и не фиксирует каких-то новых трендов в современном искусстве, но зато делает очень важное дело: она открывает как для масс, так и для искушенной публики – экспертов, коллекционеров и знатоков – новые имена! Более 80 авторов, 40 галерей и свыше 100 спикеров в рамках лекционной программы объединила площадка ярмарки в Гостином Дворе.
Именно этот момент отметил на открытии ярмарки один из её сооснователей Вадим Лобов, президент Корпорации «Синергия», назвавший Art Russia Fair “настоящим лифтом” для галерей и художников. В данном ж ключе можно рассматривать и другие инициативы со стороны «Синергии» - анонсированные на открытии создание арт-факультета на базе Университета «Синергия» для подготовки специалистов в этом секторе бизнеса, а также запуск специальной онлайн-платформы Art Russia как универсального digital-пространства, объединяющего художников, галереи, коллекционеров для покупки и продажи произведений искусства, в том числе цифрового, и предеметов коллеционного дизайна.
Эффект заявленные инициативы вероятно дадут не скоро, но зато сама ярмарка оставила очень приятное послевкусие. Задор и оригинальность – вот те черты, которые мы ждем от contemporary art как явления. И в этом смысле, ARTRUSSIA FAIR – отличная ярмарка современного искусства! Непосредственная, непредсказуемая. Обладающая силой притяжения и способностью ставить сознание зрителя на паузу, переводя его взаимоотношения с созерцания арт-объектов на бессознательный уровень.
Современное искусство – антипод фотографии, её главный соперник и конкурент. Нет ничего современнее и актуальнее фотоискусства, - оно схватывает и визуализирует окружающий мир за доли секунды, буквально здесь и сейчас. Ничего, кроме ментальных образов, которые возникают и исчезают в нашем воображении и оперативнее любого фото…
Ровно по этой причине современное искусство хочет казаться ментальным, уподобляясь по силе и скорости воздействия – если не мысли, то хотя гиперзвуковому оружию. Оно шокирует и провоцирует, чтобы быстро проникать в мозг, в бессознательное потребителя и сосуществовать с ним по каким-то неведомым, неосознанным человеку принципам. Поэтому к хорошей ярмарке или выставке современного искусства абсолютно неприемлемы оценочные критерии, типа, «хорошее - плохое», «понравилось или нет». Современное всегда за гранью понимания. В том числе из-за того, что для осмысления всегда требуется время, и чем больше времени, тем менее современным становится творение. Таковы парадоксы современного творчества.
Art Russia Fair еще и продемонстрировала огромный интерес широкой публики к современному искусству: в условиях психологически нагнетаемых страхов глобальной пандемии люди устали бояться и стремятся получить важные для себя эмоции. Будем надеяться, что организаторы не снизят планку в дальнейшем, и нас ждут новые, потрясающие ощущения, которые можно и нужно попробовать самим. Недистанционно. Без посредников. Это не передается никакими рецензиями, мнениями, пересказами…