Сегодня 24 сентября в российский прокат выходит «Гнездо», абсолютно
нежанровое кино, которое, выражаясь высоким стилем, оставляет в душе
раздрай, а в мыслях - смятение. Если вы на протяжении просмотра ожидаете
от фильма с британской локацией и давящей атмосферой классического
детектива в староанглийских декорациях, или остросюжетного триллера с
неожиданными авторскими ходами, или быть может мрачного готического
хоррора (благо есть таинственное и угрюмое поместье, где разворачивается
сюжет), то вынуждены вас разочаровать!
Режиссер фильма Шон Дуркин, фактически дебютант, если не считать
нескольких короткометражек , вызвавших к нему интерес критики и студий,
неоднократно по ходу повествования рассыпает намёки и старательно
развешивает на стенах ружья, и зрители уже ждут следом появления
монстров, призраков прошлого или изменённых психологических состояний
героев, и не замечают , что зло обыденно, а чудовища живут внутри
каждого человека.
Персонаж Джуда Лоу, демонстрирующего с каждой новой своей картиной все
более филигранную актерскую игру, проходит поэтапно путь моральной
деградации, стремясь к вожделенному успеху. Меняя привычную жизнь,
утрачивая связь и доверие семьи, теряя себя самого, он с маниакальным
упорством «играет в богатство».
Эпоха яппи, одним из эпизодов коей и стала история топ-менеджера и
предпринимателя Рори О’Хара, требовала именно таких амбициозных,
сладкоречивых, но безжалостных хищников, деловито уничтожающих ради
карьерного роста, огромных бонусов и финансовой власти, все живое и
положительное не только вокруг, но и внутри себя. Это время и его
напористых до агрессии героев препарировали настоящие зубры мирового
кинематографа. «Уолл-стрит» Оливера Стоуна и «Волк с Уолл-стрит» Мартина
Скорсезе показывали расцвет финансового рынка 1980х и его главных
движителей очень точно, раскрывая их мотивацию и инстинкты.
Теперь в этот ряд можно заслуженно поставить и «Гнездо» Шона Дуркина,
только он в отличие от своих старших по опыту и возрасту коллег не
поддаётся под обаяние зла: режиссер и сценарист «Гнезда» ни капли не
симпатизирует центральному персонажу, но и не демонизирует его. В этом
аспекте задача, поставленная Джуду Лоу, была поистине титанической с
учетом собственной личной харизмы и заявляемых его героем благих
намерений - не нарисовать привлекательным образ, но при этом не лишить
его и человечности. Оттенить подобные нюансы помогла его партнёрша по
кадру Кэрри Кун, сыгравшая супругу: она одними глазами способна выразить
боль, отчаяние и любовь.
Будет ли остановлен процесс саморазрушения, сеющий безверие и взаимную
ненависть вокруг? На этот вопрос фильм в отношении своих героев не
оставляет четкого ответа, но в глобальном плане и ретроспективе мы его
уже имеем перед глазами. Бесконтрольная жажда больших денег и успеха
любой ценой времен финансового бума 1980х стала началом
морально-психологического коллапса и с наступлением 21 века все глубже
затягивает мир в воронку непрекращающихся кризисов.