-Сергей, со дня смерти Тимура Новикова прошло уже более 16 лет. Но за эти годы интерес к его творчеству не угасает, а стремительно растет. Недавно модный Гоша Рубчинский выпустил целую коллекцию с принтами Новикова, на выставках художника все больше молодежи: и это не только продвинутые студенты, но и школьники. Как вам кажется, с чем связан этот живой интерес? И вообще, может ли в Петербурге возникнуть похожее явление или этого уже никогда не будет?
-Нет, подобное явление рождается каждые 50-60 лет, когда происходит так называемый «пассионарный толчок». В это время появляются некие люди, которые совершают некую осознанную программу. И она трансформирует тот или иной сегмент мирового сообщества. В случае Тимура Новикова речь идет о художнике, который реформировал культурную модель. 24 сентября мы вспоминали Тимура в Русском музее, в отделе новейших течений. Сам факт, что этот музей государственный и там хранится добрая память о Новикове, говорит о многом. Тимур особое значение придавал институализации современного авангарда: пониманию, выработке механизмов, подходов изучения. Он также заботился о преемственности искусства — связи с оригинальным русским авангардом, которую у нас немного пригасили в 30-е годы, а ведь тогда авангард был в лице Ларионова, Малевича и, заметьте, все они стремились создать какие-то институты. Например, Малевич создал государственный институт художественной культуры, в основе которого лежало изучение художника в живых обстоятельствах, его живого провидения и прочего. Новикова это тоже все очень интересовало, и он успел за свою жизнь создать несколько художественных течений. Например, группа «Новые художники»- это что-то среднее между поп-артом и экспрессионизмом. А закончил он свою жизнь созданием очень интересного проекта под названием неоакадемизм. По сути, в рамках мирового авангарда Тимур Новиков- один из немногих русских художников, которого знают. Он стал достоянием мирового сообщества. И среди этого сообщества у Тимура было очень много друзей, он делал много выставок на Западе и, как следствие, имел очень серьезную репутацию.
-А вы можете назвать преемников его дела? Может уже есть новые имена, которые вас заинтересовали?
-Конечно, хотелось бы представить, что этим кто-то продолжит заниматься. Людей много, но пока, к сожалению, назвать никого не могу. Как я знаю, сейчас есть группа лиц, которая бьется за наследство Новикова. Я имею ввиду тех, кто хочет возглавить объединение художников-неоакадемистов. Но само появление неокадемизма- это достаточно крупное событие. И, как вы понимаете, фигуры такого масштаба как Тимур Новиков, встречаются не каждый день. Поэтому, в связи с его внезапной трагической смертью- неоакадемизм остался недоработанным. Но я уверен, что течение Новикова никуда не исчезнет.
-Известно, что Тимур Новиков выступал за свободу искусства, художников и даже основал «Свободный университет». На ваш взгляд, каким свободное искусство было тогда и каким стало сейчас?
-Понимаете, у нас очень многое состояло из слова «нельзя». И вы задали правильный вопрос: главное- это принципиальная свобода творчества. Это фундаментальное понятие. Сейчас, в данный момент исторического развития, эта свобода есть. Современное искусство развивается по принципам самодостаточности, саморазвития. Никто ничему не придает никаких усиленных движений, никто ничего не ускоряет. В то же время сегодня многие люди, особенно из числа радикалов, говорят, что у нас якобы нет свободы, а есть только цензура. Тогда им нужно вернуться в 60-е, 70-е, 80-е годы и посмотреть, что рисовали тогда. А изображали комбайнеров, за что я никого не осуждаю, комсомольцев и партийных лидеров. Сейчас совершенно иная ситуация. И это уникальный, интересный исторический момент. Сегодня любой делает то, что хочет: хочет ногой рисует, хочет чем-то другим, то есть любые творческие методы- они приветствуются. Хотя, сказать, что все это расцвело- пока, к сожалению, нельзя. Думаю, все впереди.
-Ну а все-таки, какие художественные явления вы отметили бы сегодня в Петербурге?
-О, вы хотите узнать секретную информацию (смеется)! Это то же самое, что вы спросите геолога: «Геолог, вот ты разведывал месторождения полезных ископаемых. А вот скажи-ка нам, пожалуйста: а где лежит титан? А где золото? А где алмазы?» Вот также и вы сейчас спрашиваете про художников. Да, в Петербурге пока что, благодаря Тимуру Новикову, есть наработанная система вращающегося колеса современного искусства. Но она подтормаживается с разных сторон, потому что то, что внешне кажется помощью капиталистов и буржуазии, к сожалению, не действует в России. И то, что называют частными коммерческими галереями или фондами, которые успешно работают во всем мире, у нас не сработали. То есть наши капиталисты и буржуазия требуют очевидного и того же самого, что существует на Западе: срез налогов, появление каких-то экономических преференций, но наше государство, скорее всего, на такое не пойдет. Поэтому в российском искусстве полностью отсутствует экономика. К примеру, несмотря, скажем, на нашу дружбу с Русским музеем, его руководители никогда не потратят полученные от государства деньги на покупку коллекции Тимура Новикова. Почему? Потому что им проще обратиться к его семье, попросить у них и они отдадут. Да, в нашей в стране, в нашем искусстве пока еще очень много проблем и вопросов, которые когда-то были подняты, но до сих пор не решены. Будем надеяться на лучшее.