Tuesday, April 13, 2021
  • -

 

Лжедмитрий вновь в Кремле!

Начавшийся слом русской средневековой государственности, за которым последовало тяжелое и, казалось, беспросветное Смутное время, сфокусирован в фигуре, пожалуй одной из самых загадочных в отечественной истории – мнимом сыне Ивана Грозного Дмитрие Ивановиче, именовавшем себя «Дмитрий император» и оставшимся в истории как Дмитрий Самозванец, или Лжедмитрий I. Вокруг него и создана, открывшаяся 6 апреля в Музеях Московского Кремля выставка «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий», которая продолжила кремлевскую традицию проектов, связанных с правителями России.

21A2A105 D96B 4D32 B482 8EB29EED3A0B

Первая часть выставки, развернутая в Одностолпной палате Патриаршего дворца, представляет своеобразную мизансцену, на которой будут развертываться события приведшие к воцарению Лжедмитрия. Жизнь русских государей XVI века в каждой своей детали символизировала незыблимость и богоизбранность династии Рюриковиче: собранные здесь знаки и символы царской власти, предметы из сокровищницы монархов, личные вещи представителей царского рода, семейные святыни, важные документы, а также оформившая эту часть экспозиции красная стена – все вместе это передает торжество и уверенность державы. Однако постепенно усиливающаяся хаотичность ритма стены превращается в неровную, сбивающуюся кардиограмму, а ее цвет становится багровым и предвещает будущие несчастья…

 

AE31A345 D479 46EC 9F0A 1D93BDFDA3BC

Символизирует развернувшуюся борьбу за власть, а следом за ней и войну, образ заостренных копий, обрамляющих витирины второй часть экспозиции в Успенской звоннице, которая непосредственно раскрывает знаменитый афоризм Василия Ключевского о том, что Лжедмитрий I «был толькоиспечен в польскойпечке, а заквашен вМоскве». Напоминающий одновременно о знаменитых пиках с картины Диего Веласкеса «Сдача Бреды», этот стальной частокол по словам архитектора выставки Агнии Стерлиговой, создает готическое ощущение и отображает шпили католических европейских соборов, в том числе и Польши, оказывавшей поддержку самозванцу. Здесь в просто бешеной динамике, несвойственной для той неспешной эпохи, показывается вся его стремительная история на пути к власти – от документов и вещественных источников с момента гибели в Угличе царевича Дмитрия, включая знаменитые «распросные речи» следственной комиссии об обстоятельствах смерти, до первых свидетельств о появлении чудом спасшегося царевича в Польше 1604 году и его походе в Россию. Особую ценность представляют предметы и произведения, отражающие 11-месячное правление Лжедмитрия I, его способы позиционирования в Российском царстве и во внешнем мире. 
617CC33C A5A2 4FC3 99B1 2861BAF49A90

Экспонаты, собранные более чем из десяти музеев России и Европы, создают объемное, полное страстей и величия, представление о жизни той роковой эпохи в истории нашей страны. Можно лишь пожалеть, что к такому богатому собранию не прилагается интерактивных средств, которые бы позволили комплексно погрузиться в этот непростой, но интересный исторический период.

Автор фото: Василий Буланов, Planet 9

YouTube