Фото предоставлены Театром имени Евгения Вахтангова.
Заявленная в канун 100-летнего юбилея Театра имени Вахтангова премьера «Войны и мира», которая пройдет 8, 9, 10 и 11 ноября, изначально вызывала весьма противоречивые чувства, вплоть до большого скепсиса. Поднять такую глыбу как эпопея Льва Николаевича Толстого, вместить основные события и главные линия развития сюжета, не говоря уже об огромной палитре эмоций многочиленных персонажей, казалось совершенно неподьемной задачей, но Римас Туминас и вахтанговская труппа с ней справилась.
Замыслом постановки по роману Толстого художественный руководитель театра поделился еще в 2017 году, и, несмотря на масштабность и проблемность проекта, ковидные ограничения и собственную болезнь, Римас Туминас лично стал режиссером этого грандиозного спектакля. При этом размах и эпичность передается совершенно иными средствами, чем зритель, стереотипно воспринимающий «Войну и мир», ожидает. Война фактически остается за кадром: она лишь в мечтах и размышлениях, для одних в прямом, а для других опосредеванном опыте, в посттравматическом синдроме и переживаниях действующих лиц... Спектакль сосредоточен на семейных и личных историях, как и у Толстого, для которого походы и битвы были лишь необходимым «оживляжем», подчеркивавшем развитие персонажей.
Отсюда и лаконичность декорации – огромная стена в изменяющихся потоках света! Она – словно фон для театра теней, силуэтов, которыми изначально кажутся персонажи «Войны и мира» со своими страстями и мыслями – подчеркивает их исчезающе малую реальную величину. Отсюда же и акцент, который режиссер сделал именно на актеров и текст в отличие от своего же «Маскарада», вызвавшего достаточно противоречивые отзывы и мнения из-за диктата визуальной картинки в ущерб содержанию. Пространные монологи, не менее сложные по построению и содержанию беседы героев и героинь, собственно авторские рассуждения потребовали от актеров не только качественного погружения во вселенную романа, но и собственнно огромной работы с настоящими полотнами толстовских текстов, которые к постановке талантливо адаптировала Мария Петерс. И надо отдать должное, что тексты связываются в единую, органичную структуру, при этом оставляя пространство для гротеска и эксцентрики, которой традиционно любят подперчить вахтанговцы свои даже самые классические постановки.
Роман Толстого позволил вовлечь и представить на сцене все поколения Вахтанговского театра. Комична и одновременно монументальна Людмила Максакова, великолепны в своем драматизме, приправленном колоритной самоиронией Ирина Купченко, Ольга Тумайкина, Евгений Князев, Владимир Симонов, Сергей Маковецкий. Талантливая молодежь театра продемонстрировала, как меняются люди под влиянием глобальных и личных ударов судьбы. Особенно хотелось бы отметить Павла Попова, именно таким представляешь Пьера Безухова при прочтении романа – не просто добрым и наивным увальнем, а человеком огромной духовной силы, готового ею поделиться с ближним. Его альтер эго, Андрей Болконский в исполнении Юрия Поляка также относится к творческим удачам постановки: поэтапно можно проследить, какие метаморфозы претерпевала сложная и цельная личность его персонажа. Несколько одномерным долгое время казался герой Николая Ростова (Юрий Цокуров), но своим финальным монологом, включившим размышления Толстого об извращенности войны, он себя реабилитировал. Все молодые женские партии очаровательны в своей яркости, пластичности, образности, и безусловно заслуживают высокой похвалы за фокусированную передачу тех чувств, которые вкладывал в своих героинь столь требовательный к женским характерам Лев Толстой.
Благодаря лаконичному режиссерскому решению и высокому уровню актерской игры в постановке усиливается та вневременность и притчевость романа, которая позволяет понять, что главная война идет прежде всего идет в душах героев и героинь. Победить гордыню, гнев, похоть и прочие одолевающие нас грехи и искушения оказывается гораздо сложнее, чем разгромить очередного Наполеона. Происходящее на сцене оказывается поэтому столь близко и понятно нам, несмотря на разделяющее нас и героев время. Вместе с вечными темами любви, долга, искупления нас ждут вполне узнаваемые по нынешним временам образы – казеные патриоты в салоне Анны Павловны Шерер (Анна Дубровская), чей пафос и непримиримость сделали бы честь даже самым жестким эфирам Владимира Соловьева, беспечная «золотая молодежь» и старшее поколение элиты, чувствующее как из них истекает могущество и воля.
Пять часов постановки, которыми прежде щеголяли в театральном мире, и которые многих отпугивали, сейчас, в эпоху господства сериалов воспринимаются как вполне адекватный временной ресурс для того, чтобы оценить всю историю людей, переживших огромные по размаху события. Иначе никак! «Война и мир» на вахтанговской сцене – это масштабный, живой спектакль, который дарит нам то, что не способны дать пластмассовые «Игры престолов» и другие эпопеи эпохи Netflix.
Театр Вахтангова по настоящему обогащает зрителя через постановку Римаса Туминаса, щедро делится с нами ясными и ценными идеями. Тем более знаково, что такой грандиозный подарок Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова делает накануне своего 100-летнего юбилея, который будет праздноваться уже 13 ноября! Главное, вновь подтвердилась аксиома, что русская литература всегда актуальна. Костенеет лишь наше восприятие произведений, но отнюдь не поднимаемые в них темы. После работы Римаса Туминаса хочется вновь перечитать роман, поспорить с режиссером и самим автором. За это, и конечно, за огромный труд, который увенчался таким масштабным и знаковым явлением на театральной сцене как «Война и мир», можно сказать огромное спасибо!