В последние дни зимы Театр им. Вахтангова, отмечающий в 2021 году столетний юбилей, сделал своим зрителям поистине королевский подарок! На исторической сцене в постановке всегда парадоксального и стремительно думающего Юрия Бутусова состоялась премьера «Короля Лира» по одной из самых душераздирающих шекспировских пьес.
Безусловно, каждая постановка классики - это заочная полемика с автором, это споры с имеющимися вариантами прочтения от других режиссеров, но Юрий Бутусов, представляя столичным зрителям «Короля Лира», фактически дискутирует с самим собой. Почти 15 лет назад он выпустил шекспировскую трагедию в «Сатириконе», где заглавную роль исполнил Константин Райкин. Сторожилы несомненно будут проводить парарллели и сравнения двух попыток режиссера понять и интерепретировать текст «Короля Лира», но вахтанговская версия точно вышла совершенно иной и по тональности, и по направленности.
Источник фото: Виктор Авдеев/ "Russia News"
Сохраняя высокий дух трагедии, Бутусов решительно опрокидывает сюжет и всех действующих лиц в фарс, который сильнее подчеркивает безумство, охватившее мир, а не только старого короля Лира. Клоунский грим, перевернутая корона, «бегающая» по сцене словно насекомое, а также огромная луна, нависающая над человеческой суетой – это лишь немногие детали, передающие беспощадный характер бури, происходящей не только в отношениях между участниками, но внутри души каждого из них.
Не все задумки в решении различных сцен, правда, смотрятся соразмерно, и порой они вступают в явный диссонанс с ритмом пьесы. Некоторые метафоры и аллегории, щедро используемые в сценографии спектакля, выглядят либо слишком отдаленными, либо чересчур плоскими и откровенными. Выручают музыкально-танцевальные интермеццо: электро-джаз и альтернатива очень ловко вплетаются в ткань происходящих событий, усиливая их накал. Впрочем, музыкальные решения и сценические эффекты всегда были визитной карточкой Театра имени Вахтангова.
Источник фото: Виктор Авдеев/ "Russia News"
При просмотре «Короля Лира» на вахтанговской сцене отчетливо понимаешь, что в пьесе фактически нет действительно положительных персонажей, возможно, за исключением Кента, чье упорство, несгибаемость и верность долгу перед громоздящимся валом коварства и жестокости прекрасно передал Валерий Ушаков. Даже любящая младшая дочь Корделия, продемонстрировав в начале гордыню, а с точки зрения зравого смысла по иному ее ответ королю трактовать невозможно, впоследствии ради спасения отца наводняет Британию иноземными войсками, и Евгения Крегжде, также исполнивашая роль Шута, не пытается вызвать симпатий к своей героине. Но среди всех этих гордецов, подлецов и властолюбцев режиссер особо выделяет двух патентованных негодяев – Эдмонд (Сергей Волков), идущий на все ради своей жажды возвыситься над остальными, и Освальд (Юрий Цокуров), исполнительно старающийся выполнить любой, даже самый чудовищный приказ своих хозяев. Благодаря очень ярким, пластичным и объемным актерским работам двух молодых артистов тут даже не скажешь, кто из персонажей хуже? Оба словно соревнуются, чтобы показать какие преступления может совершить человек и при этом спокойно оправдать себя.
Источник фото: Виктор Авдеев/ "Russia News"
Распри государственного масштаба, в которые превратились семейные дрязги, потребовали от Лира жестокой искупительной жертвы за свой былой авторитаризм, чтобы восстановилось единство и спокойствие страны – у британского драматурга об этом сказано в финале со всей очевидностью. Юрий Бутусов, почти скрыв социальное измерение – образ бури лишь отчасти передает смятение гражданской войны, - предпочел в своем очередном подходе к Шекспиру сделать акцент лишь на психологизме и личных конфликтах, обращаясь фактически к каждому из нас. Намек в вахтанговском спектакле звучит вполне четкий: не уподобляйтесь ни королю Лиру, ни его дочерям, ни Глостеру с сыновьями!