Thursday, October 22, 2020
  • -

 

 

Сегодня в российских кинотеатрах выходит лауреат Берлинале - 2020 французская кинокомедия «Удалить историю» (Effacer l'historique), рассказывающая историю конфликта обычных людей с бездушно пожирающей их цифровой экономикой современности. Ожидать ли зрителю искрометного юмора и гипердинамики сюжета в галльском духе, или авторы предлагают историю абсурда наших дней в другой тональности? От настроя зрителя во многом будет и зависеть итоговое восприятие картины Бенуа Делепина и Гюстава Керверна.

Берлинский кинофестиваль всегда положительно относился к актуальной, нонконформистской повестке оцениваемых на нем фильмов. Дуэт французских кинематографистов в «Удалить историю» не просто продолжил избранную ими линию критики в отношении современного капитализма, которая ощущалась в их предыдущем совместном фильме «Мне по кайфу!», а сделал ее главной сюжетообразующей идеей своей новой ленты. Поэтому «Серебряный Медведь» в качестве приза вполне адекватен настрою кинофестиваля, но насколько он соразмерен художественным и политически значимым достоинствам фильма мы попробуем разобраться.

d67d0667611a7dfee77c996cb96e2ded

Герои в лице трех среднестатистических французов сталкиваются с обезличенным молохом современной политэкономической системы. Запутанные в кредиты, цифровые приложения, соцсети и сериалы они день за днем пытаются решить свои маленькие проблемы, порожденные этим столкновением и неостановимо растущие из снежного кома в настоящую лавину. У каждой из этой троицы знакомых между собой жителей небольшого провинциального городка - безработной выпивающей разведенки (Бланш Гарден), «подсевшей на иглу» сериалов таксистки (Корина Масьеро) и вдовца, находящегося на грани банкротства (Дени Подалидес) - есть свой серьезный повод, чтобы сердиться политически и социально.

50c9bfb2237796421ca2ba7687d0c6a1

Однако, их постепено переплетающиеся истории, рассказывающие с каким абсурдом им приходится сталкиваться, чтобы защитить свое имущество, своих близких, наконец самих себя, поданы в достаточно распространенной сейчас в европейском кино манере мягкого юмора и усталого сарказма. Авторы, улыбаясь, словно разводят руками, но при этом утрачена практически вся острота конфликта. На данном фоне поэтому глубоко символичен, казалось бы проходной, но чрезвычайно важный, особенно для французских зрителей эпизод, когда герои вспоминают о том, как они познакомились во время участия в движении «желтых жилетов». Персонажи конечно вновь оборачивают все в шутку, которая скрывает их горькое разочарование в неудаче этого протестного движения. Вот так, под знаком грустного сарказма рассказывается вся история трех граждан Франции, бьющихся за справедливость. Но вот эта тональность и мешает сопереживать происходящему на экране.

Пожалуй, немногими по настоящему сатирическими моментами, выбивающимися из этой стилистики, было появление в сюжете профессионального лентяя-проходимца, удачно подсевшего на баги системы, а также яркое камео блистательного Бенуа Пульворда в образе курьера, рыдающего в бессиили над испорченными накладными: он безумно смешно и психологически точно передал всю трагедию маленького зависимого человека.

d0bdf05e6abc193ab904fefdee2c21ae

Хотя фильм получил громкое название «Удали историю», в чем некоторые увидели призыв удалить всю историю капитализма в Европе, в итоге изображенный в нем бунт европейских обывателей вышел полным самоиронии, но в реальности беззубым и направленным лишь против продуктов и последствий системы, но отнюдь не против ее корней, основополагающих принципов, а также против тех, кто принимает решения. Прежние французские комедии может смотрелись и наивнее, но были точно острее, с перцем: там не боялись очень жестко высмеивать и критиковать как национальные бюрократические порядки с полубезумными играми спецслужб, коррупцией судов и полиции, так и экономический диктат крупного бизнеса. Еще одна иллюзия сопротивления, качественно поставленная и талантливо сыгранная, но в годы настоящей классовой борьбы Маркс или Ленин не преминули бы припечатать авторов за ревизинизм!

Наиболее читаемые