Saturday, January 16, 2021
  • -

 

 

Стартоваший на этой неделе в российском кинопрокате фильм Томаса Винтербергера «Еще по одной» номинирован на 33-ю премию Европейской киноакадемии (European Film Academy). Он также представлен в четырех самых престижных наградных позициях этого европейского аналога «Оскара» - «Лучший европейский фильм», «Лучший режиссер», «Лучший актер» и «Лучший сценарий». Ровно через месяц 12 декабря победитель станет известен. Учитывая подобное благосклонное внимание профессиональной кинематографической общественности и царящие не совсем, мягко говоря, понятные зрителю тренды в современном кино, стоит ли отнестись к датскому фильму как минимум настороженно и расценивать его как образчик типичного фестивального кино, или все же Томас Винтербергер и его команда создали нечто большее, заслуживающее искреннего внимания зрителя en mass?

Рецензия Фото 6

Мы не будем интриговать наших читателей и всех поклонников хорошего кино, и скажем сразу: да, этот фильм безусловно достоин просмотра! Здесь прекрасны без исключения все элементы - изящная драматургия, не претендующая на артхаусность; великолепный актерский ансамбль во главе с Мадсом Миккельсеном, достоверным в каждом горьком прищуре глаз и в невысказанной словами, молчаливой реплике; мягкий юмор, которым насыщен весь фильм, создает теплую, уютную, почти родную атмосферу; несколько отстраненная, фиксирующая события, но не управляющая ими, картинка; и конечно же глубокий, мудрый посыл самого режиссера, не впадающего ни в дидактичность, ни в потакание слабостям своим героям при всех чувствуемых симпатиях.

Забавная история псевдонаучного алкогольного эксперимента, предпринятого центральными персонажами, способна была бы в Голливуде превратиться в лучшем случае в очередную реинкарнацию «Мальчишника в Вегасе», но в подаче Томаса Винтеребергера становится поиском каждым из главных героев потерянного себя. При этом режиссер, один из идейных отцов-основателей наряду с Ларсом фон Триером авангардного движения «Догма 95» простым и понятным языком без всяких ненужных аллегорий и скрытых цитат говорит со зрителем о серьезных, социальных и философских вещах.

Рецензия фото2

Ныне почти бесправный и совершенно потерянный белый мужчина-европеец, который был последние 500 лет мировой истории главным драйвером и действующим лицом важнейших событий, оказывается не нужен не только обществу, своей семье, но и самому себе. Герой Мадса Миккельсена, лидирующего квартет центральных персонажей, это - типичный «лишний человек» для социума 21 века! Настоящесть людей и их личных, карьерных, бытовых проблем, изображенных в «Еще по одной», несомненно является одной из самых сильных сторон датской картины. Документальность происходящему дополнительно придает операторская работа ручной камерой с плеча при естественном освещении. Зрители словно следуют за героями фильма, видят мир с их точки зрения, чувствуя его вплоть до плеска коктейля и стука льда в бокале. Каждый из них остро чувствует свое фактическое одиночество и проигранную жизнь с несбывшимися мечтами и нереализованными амбициями.

 Фото рецензия

Поэтому четверо помятых мужиков азартно ввязываются в якобы научное исследование гипотезы о нехватке алкоголя в крови, формализуя его в виде эксперимента с опытами и наблюдениями. Для них это не желание просто выпить в хорошей компании, а попытка вырваться из замкнутого цикла серых будней, вспомнить самих себя. Показательно, что авторы фильма в качестве главных героев избирают четырех учителей: в опутанной правилами и бюрократическими процедурами современной школе педагогу уже невозможно сохранить дух творчества и собственное самоуважение. Учителя, униженные и раздавленные лицемерной общественной системой, видят в алкоголе не только допинг, но и форму своеобразного протеста, в рамках которого они, наконец, могут говорить с подрастающим поколением честно.

Рецензия Фото 3

Разумеется, вслед за раскрепощением, которое подарит немало трагикомических ситуаций, неизбежно возникает угроза деградации, и к сожалению не все смогут преодолеть ее и выйти на прямую дорогу. Но принесенная жертва, однако, не превращает фильм в воронку безысходности, она искупительна для героев. Финальным катарсисом и завершающим его прыжком главного героя датская лента напоминает некогда знаковый, а теперь полузабытый советский фильм с Олегом Янковским «Полеты во сне и наяву», тоже посвященный поиску смысла жизни мужчиной средних лет. Только в отличие от советской кинокартины, «Еще по одной» дарит надежду, которой сейчас так не хватает в реальной жизни.