Saturday, April 17, 2021
  • -

 

 

Новую военно-историческую картину «Подольские курсанты», чей прокат стартует сегодня, в День народного единства, можно назвать своеобразным идейным продолжением спродюсированной тем же Игорем Угольниковым «Брестсткой крепости». Исследование трагических событий начала Великой Отечественной войны, которое воздает память и дань уважения мужеству обреченных в Бресткой крепости, переходит к другой, также написанной кровью странице, где рассказывается, как через ужас забрезжила и стала крепнуть надежда на грядущую Победу.

 

Зрителю теперь предстоит увидеть не картины предвоенной мирной жизни, разрушенной чудовищным ударом 22 июня 1941 года, а образ страны, уже ведущей жестокую и бескомпромиссную борьбу за свое существование против огромной армии вторжения. При этом перед нами разворачивается спрессованная в несколько дней эпопея героической обороны подольских курсантов на Варшавском шоссе в один из самых драматичных и опасных моментов войны. В октябре 41-го, когда рухнул фронт, лишь недавно с огромным трудом и потерями восстановленный после летних успехов гитлеровцев, столица СССР оказалась фактически беззащитной перед вражескими полчищами. Именно в этот момент советское руководство бросает в безжалостную мясорубку против рвущейся к Москве немецкой бронетанковой армады свой золотой фонд армии – будущих командиров.

IMG 1183л

Хотя и прекрасно обученные и лучше мотивированные, курсанты, в которых страна вложила много сил и знаний, не имеют каких-либо суперменских качеств и остаются обычными людьми. Большинству из них предстоит впервые выдержать такой суровый экзамен как война. Война же показана во всей своей безжалостности и неумолимости: нет оберега, который бы гарантированно спас даже самого близкого и привлекательного тебе героя. Создатели картины не пошли на поводу у возможных зрительских эмоций и симпатий, а поступили может и жестко, неромантично, но соблюли историческую правду! В безумно трудном и тяжелом 41-м уцелеть, честно выполняя свой долг, было чрезвычайно сложно: ни дружба, ни любовь, ни вера в правое дело в реальной войне не прибавляют бонусов к твоей единственной жизни, но зато дают осознание, что ты остался верен самому себе и своим принципам. Для тех, кто отдал свою жизнь на Ильинском рубеже - тогда это было самое главное и самое правильное!

 

Поэтому, представляя картину, Игорь Угольников особо подчеркнул, что выращенные Советским Союзом молодые ребята, ставшие курсантами и положившие свои жизни ради спасения страны, были образцом лучших человеческих морально-волевых качеств. В сцене, когда израненые курсанты сообщают своему начальнику училища о решении их комсомольского собрания, что никто в тыл не уйдет, нет никакой позы, никакой рисовки. Они действительно думали и считали именно так: для них было немыслимо бросить товарищей! На протяжении всего фильма и главные герои, и второстепенные персонажи неоднократно демонстрируют взаимовыручку и самопожертвование в самых разных ситуациях, как боевых, так и обычных личных, вплоть до бытовых. Мы знаем, что из 3500 подольских курсантов, сражавшихся осенью под Москвой, уцелела лишь 1000 по итогам боев. Но сколько из них, умных и порядочных, уверенных в своей правоте людей прошло войну и дожило до Победы, мы никогда точно не узнаем!

 

Все вышеперечисленные реалии практически без огрехов передал своей игрой многочисленный актерский ансамбль, объединивший опытных профессионалов, таких как Сергей Безруков, Роман Мадянов, Евгений Дятлов, и молодых актеров – Артема Губина, Игоря Юдина, Дарью Коныжеву и многих других. Именно молодому поколению предстояло решить очень важную задачу, без выполнения которой фильм мог стать лишь набором эффектных батальных сцен с картонными персонажами и неадекватными, искуственными отношениями меж ними. Им надо было не просто вжиться в своих героев, с которыми их разделяет уже 80 лет, но и проникнуться их идейной убежденостью, чтобы правдиво донести до зрителя может где-то наивные с нынешней точки зрения, но совершенно искренние взгляды и чистые чувства подольских курсантов в 1941 году.

1592122522 1009362

Можно с уверенностью сказать, что они со своей задачей справились: зрители будто проживают несколько дней с этими поначалу бравыми и веселыми ребятами, постепенно превращающихся в измученных, но не сломленных бойцов, которые в итоге повернут ход войны и поведут за собой к Победе. Никто не выглядит ряженым: все от курсанта до генерала думают, говорят, ходят и действуют как их прототипы в 1941 году. Одна из самых проникновенных сцен, по признанию всей сьемочной и актерской команды стал эпизод отправки курсантов на фронт и их прощания с родными. От выкрика лейтенанта Алешкина, которого сыграл Алексей Бардуков, с подножки уезжающей полуторки своему сыну «Будь героем!», и ответа-обещания «Всегда, всегда буду, папка!», становится ком в горле, как при знаменитой сцене с приемным сыном в фильме Сергея Бондарчука «Судьба человека».  

 

Безусловным плюсом картины можно назвать огромное количество задействованной аутентичной для осени 41-го военной техники, как советсткой, так и вражеской. Даже знаменитый «летающий танк» штурмовик Ил-2 не нарисован на компьютере, а совершает реальные пролеты и воздушные маневры. Это сыграло важную роль в поддержании реалистичной атмосферы реконструируемых событий. Если кадры из фильма сделать черно-белыми, то не все смогут отличить кино от реальной хроники того времени. Но гремящее, стреляющее и ездящее «железо» еще и показано правильно, то есть в динамике, отвечающей тактическим задачам и приемам, которые были характерны для этого этапа войны.

IMG 1184

Батальные сцены фильма сделаны кропотливо и масштабно, вполне сравнимы с лучшими советскими военными картинами «Они сражались за Родину» и «Горячий снег». Разумеется, знатоки и специалисты смогут найти здесь несоответствия, а также сделанные в угоду зрелищности кадра чересчур смелые допущения, но в целом командой фильма, консультанатами и партнерами проделана огромная работа, которой хочется аплодировать. Прекрасный звук – еще одно достоинство «Подольских курсантов»: от лязка затвора орудия до воющей в полете авиабомбы получается прямой эффект физического присутствия. Поэтому фильм определенно требует просмотра в кинотеатре.

IMG 1181 7

«Подольские курсанты» по своему накалу, искренности и аутентичности несомненно найдут отклик в душе каждого зрителя, а современный российский военный кинематограф получит правильный ориентир, каким должен быть фильм о Великой Отечественной войне, и общую планку того уровня достоверности и бережного отношения к прошлому, который необходим, чтобы на деле, а не на словах уважать тех, кто сделал все ради Победы.