Tuesday, April 13, 2021
  • -

 

 

На отечественные экраны выходит картина с возможно самым интригующим постером последних лет.

kolskaja sverhglubokaja00

Увидев его, желание было однозначным: узнать о сюжете больше и выяснить, что за глубины скрываются за столь мощным визуальном рядом. В голове всплывали ассоциации с «Нечто» Джона Карпентера, «Чужим» Ридли Скотта, «30 днями ночи» Дэвида Слэйда, и даже недавними «Чернобылем» Крэйга Мэйзина, но только с сугубо аутентичным русским взглядом. И, забегая вперед, отмечу, что все перечисленное в фильме имеет место быть, да только возникает иной вопрос, стоило ли все это засовывать в один фильм?

Сюжет переносит нас в 1984 г. когда, как ходит легенда, на 12-километровой глубине Кольской экспериментальной опорной сверхглубокой скважины, были записаны необъяснимые звуки, схожие с людскими стонами и криками, после чего объект был закрыт, и на выяснение всех обстоятельств происшествия была выслана группа ученых и военных. В группу за 2 (!) часа до вылета на объект вызывают эпидемиолога Анну, в исполнении сербской актрисы Милены Радулович, недавно пережившую потерю своего коллеги и находящуюся по этой причине в глубокой депрессии. Казалось бы, ехать не стоит, но таинственный полковник ГРУ, который и замял вышеупомянутую гибель ученого, делает Анне предложение, от которого та не может отказаться и вылетает в Мурманск, не дослушав речь Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева.

9E3B4892 0A64 45BF 90C6 3E742E1381FC


Полет на вертолете бойко проходит под песню группы «Ласковый май», но, приземлившись, группа новоявленных коллег немедленно сталкивается с необъяснимым самоубийством/убийством местного ученого и вынуждена в срочном порядке опуститься в скважину на глубину в десятки тысяч км. Оказывается, что это не просто экспериментальная скважина, а тайная советская научно-исследовательская лаборатория и объект повышенной опасности, правда создатели так и не объяснят зачем она там создана и какие эксперименты проводят, ведь с проблемой они столкнулись только что…


Но, видимо, в Союзе по версии создателей, так принято. И эта условность «СССР по версии создателей» столь часто и карикатурно бросается в глаза, что смотреть на это нет сил. Это, увы, касается всего, начиная с поведения главных героев, внешнего вида солдат, акцента главной героини а-ля Барбара Брыльска и заканчивая панибратским обращением «полковник», без всяких там вам «товарищей». То есть создатели не делают акцента на том, на чем действительно стоит, а делают на том на чем, это категорически противопоказанно. Если вы переносите события в прошлое, то неплохо или найти хороших исторических консультантов или хотя бы изучить советские фильмы и хорошо прописав реплики и характеры советских людей, продемонстрировать их героичность перед создавшейся катастрофой. Но нет, мы скорее видим героев наших дней со всеми вытекающими проблемами и маркерами поведения, и отсюда вопрос: зачем было городить историю с ретро-визуализацией, если это никак не сказывается на сюжете и вы столь плохо знаете материал?

Рецензия фильм2


Но бог с ним, герои опускаются ниже, имеется в виду уровни лаборатории, и здесь уже сюжет начинает страдать от всевозможных клише, которые авторы, пытаясь выдать за пасхалки, вплетают в тело произведения, причем не изящно, как это смогли сделать в сериале «Очень странные дела», а топорно, читаемо и крайне вторично. В ход идет все, без исключения, что вы когда-либо видели в голливудских фильмах у классиков и эти «перенятые» моменты длятся столь мучительно долго, как продакт-плэйсмент в отечественном кино... Это касается и музыкального ряда с трубами, который отсылает вас ко всем страшилкам последних лет, поскольку, как выяснили ученые, благодаря громкому звуку у человека учащается пульс, а соответственно страх…

Никита Дювбанов, сыгравший техника Николая, сравнил фильм с компьютерной игрой. Это, казалось бы, комплимент, но увы, нет. Ощущение что вы в sci-fy шутере от первого лица, который вас уже гнетет, но нужно его доиграть, не отпускает от начала до конца.... Персонажи ходульные, унылые, глупые и опять… компьютерные. Напоминает «Метро 2033», если играли …

Но, последняя пятая часть повествования несколько выправляет положение. Будут нежданные твисты с техникой и персонажами, мотивациями главных героев, наконец Милена Радулович предстанет во всей красе и продемонстрирует экзистенциальный перелом. Все эти факторы говорят о том, что создатели были способны на большее, но в силу неизвестных зрителю обстоятельств пошли по пути наименьшего сопротивления, в угоду мэйнстриму и поп-культуре. А ведь достойные образчики жанра снимались наоборот, что и сделало их культовыми. Поэтому, раз уж мы обратились к классикам жанрового западного кино, хочется сказать словами Стивена Спилберга «главное в фильме это сценарий, сценарий и еще раз сценарий».

Рецензия фильм 3

Если играете с историей страны, то играйте до конца, без современных примесей - через эту призму можно было снять очень неожиданный блокбастер. То же касается и перенятых моментов у классиков: излишний и долгий акцент на том, что мы знаем наизусть делает ваше произведение заведомо вторичным. И, наконец, характеры… или они глубокие, и мотивированные (но опять же или современные, или проработанные с исторической точки зрения) или они в компьютерной игре. Но такие пусть там и обитают.

Вероятно, съемочной группе не мешало бы провести работу над ошибками, поскольку опыты режиссера в коротком метре были небезыинтересны, актриса
Милена Радулович прекрасна и способна на многое, а хоррор в холоде всегда будет уметь успех, нужно его лишь должным образом проработать. Со столь глубоким жанром научной фантастики в литературе у российского кино есть все возможности перенести это знание на экраны. Осталось только изыскать средства постараться.